Ахтерштаг
- часть стоячего такелажа,
раскрепляющая мачту от топа в корму.
Бабочка
- способ несения парусов на яхтах с
косым парусным вооружением, когда на
полных курсах носовые паруса выносят
на противоположный, по отношению к
кормовым парусам, борт для повышения
скорости и устойчивости на курсе
яхты.
Бакштаг
- курс, когда угол между
диаметральной плоскостью яхты и
направлением линии ветра более 90 и
менее 180 градусов. Крутой бакштаг -
если угол меньше 135 градусов,
полный бакштаг - если угол больше
150 градусов.
Бакштаги
- снасти стоячего такелажа,
поддерживающие с боков рангоутные
деревья, боканцы, шлюпбалки,
стеньги, дымовые трубы и пр.
Барбара
- дополнительная оттяжка шкотового
угла стакселя к палубе.
Бейдевинд
- курс, когда угол между
диаметральной плоскостью яхты и
направлением ветра меньше 90
градусов. Крутой бейдевинд - если
угол меньше 45 градусов, полный
бейдевинд - если угол больше 60
градусов.
Борт
- бок судна.
Ванты
- (голл. - want) - снасти стоячего
судового такелажа. Изготавливаются
из стального или пенькового троса и
служат для укрепления мачты, являясь
оттяжками к борту и несколько в
корму.
Ватерлиния
- (англ.- waterline) - линия
соприкосновения спокойной
поверхности воды с корпусом
плавающего судна.
Водоизмещение
- вес корабля в тоннах, т.е.
количество воды, вытесненной
погружённой частью корпуса судна.
Выбрать снасть
- подтянуть снасть.
Галс
- курс судна относительно ветра;
если ветер дует в правый борт, то
говорят, что судно идет правым
галсом, если в левый борт - то левым
галсом.
Галфвинд
- курс относительно ветра, когда
угол между диаметральной плоскостью
яхты и направлением ветра составляет
90 градусов (полветра).
Гик
- горизонтальное рангоутное дерево,
прикрепленное к мачте на небольшой
высоте над палубой и обращенное
свободным концом к корме судна. К
гику пришнуровывается нижняя
шкаторина косого паруса.
Гика-топенант
- снасти, накладывающиеся на конец
гика и служащие для поддержания его
в горизонтальном положении.
Гика-шкот
- снасть бегучего такелажа; крепится
за нок гика, служит для постановки
гика с растянутым по нему парусом в
положение, необходимое при различных
курсах судна.
Глиссирование
- режим движения яхты, при котором
под действием динамических сил воды
изменяется ее посадка - нос
поднимается, а корма оседает,
скорость хода при этом увеличивается
(судно выходит на глиссирование).
Грот
- 1. Общее название средней (самой
высокой) мачты у парусных кораблей.
2. Прямой парус, самый нижний на
второй мачте от носа (грот-мачте),
привязывается к грота-рею. 3. Слово,
прибавляемое к наименованиям реев,
парусов и такелажа, находящихся выше
марса грот-мачты.
Грот-мачта
- вторая мачта, считая от носа
корабля.
Завал-тали
- снасть для удержания гика,
предотвращающая его самопроизвольный
переброс на другой борт на полном
курсе.
Заваливать
- повернуть, убрать к борту или
внутрь корабля вынесенные за борт
шлюпки, трапы, стрелы и т.д.
Кильватерная
струя
- след на поверхности воды позади
идущего судна.
Кницы
- угольники для скрепления между
собой деталей судового набора,
например для более прочного
соединения бимсов с бортами на
концах бимсов устанавливали
прямоугольные связи - бимсовые
кницы.
Курс судна
- горизонтальный угол между северной
частью меридиана и ДП судна по
направлению его движения.
Курсовой угол
- горизонтальный угол между носовой
частью ДП судна и направлением на
какой-либо предмет (др. судно, маяк
и т.п.). К. у. отсчитывается от О°
до 180° по правому и левому борту.
Говорят, что предмет находится на
траверзе судна, если к. у.
составляет 90° прав, или лев. борта.
Лавировка
- продвижение парусного судна к
цели, расположенной с наветренной
стороны, в бейдевинд переменными
галсами.
Лата
- тонкая, плоская гибкая рейка из
дерева, вставляемая в латкарман,
нашитый от задней шкаторины на
парусе бермудского покроя. Служит
для придания парусу правильного
аэродинамического профиля.
Люверс
- круглая, обметанная ниткой или
отделанная медным кольцом дырка в
парусе, тенте и т. п.
Мачта
- вертикальное рангоутное дерево.
Мачты используются для установки
парусов, грузовых стрел, приборов
сигнализации и связи, для подъема
флажных сигналов и т. д
Мидель-шпангоут
- линия пересечения наружной
поверхности корпуса судна с
вертикальной, поперечной плоскостью,
делящей пополам его теоретическую
длину.
Набор
судна
- каркас, скелет корпуса судна,
состоящий из продольных и поперечных
связей.
Обводы
- внешние очертания корпуса судна,
характеризуемые теоретическим
чертежом.
Оверкиль
- перевёртывание судна вверх килем.
Оверштаг
- поворот, когда судно меняет галс с
пересечением линии ветра носом.
Осадка судна
- расстояние между поверхностью
спокойной воды и килем судна.
Оттяжка
- трос, укрепленный на ноке грузовой
стрелы, с помощью которого грузовая
стрела поворачивается вокруг
вертикальной оси и закрепляется в
нужном положении.
"Пузо"
паруса
- выпуклость паруса, надутого
ветром. Увеличивает подъемную силу
(тягу) по сравнению с плоским
парусом той же площади. Достигается
соответствующим покроем паруса.
Палуба
- горизонтальный ярус корабля.
Начиная сверху имели следующие
назначения: квартер-дек - открытая
палуба для управления судном;
опер-дек - верхняя батарейная
палуба; мидель-дек - средняя
батарейная палуба; орлоп-дек -
палуба жилых и служебных помещений;
трюм - самая нижняя палуба.
Переборка
- стенка, разделяющая внутреннее
пространство судна на отсеки
(помещения), а также наружная стенка
надстройки или рубки. Несущая
переборка участвует в обеспечении
общей прочности корпуса,
водонепроницаемая - в обеспечении
непотопляемости судна.
Перо руля
- действующая часть руля.
Рангоут
- (от голл. "rondhout" - круглое
дерево) - на судах парусного флота
под рангоутом подразумевались
деревянные или металлические детали
вооружения судов, предназначенные
для несения парусов, выполнения
грузовых работ, подъемы сигналов и
т. д.
Резен-киль
- верхняя часть киля, расположенная
целиком внутри судна.
Руль
- вертикальная пластина (перо руля),
поворачивающаяся на оси (баллере) в
кормовой подводной части судна.
Служит для поворота судна в ту или
иную сторону.
Рым
- металлическое кольцо для
закрепления тросов, блоков,
стопоров, швартовных концов и т. п.
Рымы устанавливаются на палубе и на
фальшборте судов, в носовой и
кормовой оконечностях шлюпок, а
также на причалах и набережных.
Стаксель
- (нем. stagsegel, stag - штаг,
segel - парус) - треугольный парус,
поднимаемый по штагу. На больших
судах стаксели ставятся не только
впереди фок-мачты, но и между
другими мачтами. В зависимости от
местоположения получают наименование
в виде приставки из одного или двух
слов; например, фор-стень-стаксель
или грот-брам-стак-сель и т.д.
Стапель
- сооружение для постройки судна и
спуска его на воду.
Степс
- гнездо, в которое вставляется
своим шпором мачта или бушприт.
Стоячий
такелаж
- такелаж, который служит для
поддержки и укрепления рангоута.
Стрингер
- продольная связь набора корпуса
судна, идущая по всей его длине. В
зависимости от назначения стрингера
называются днищевыми, скуловыми,
бортовыми и палубными.
Такелаж
- общее наименование всех снастей,
составляющее вообще вооружение судна
или вооружение рангоутного дерева.
Такелаж, служащий для удержания
рангоута в надлежащем положении,
называется стоячим, весь же
остальной - бегучим.
Топ
- верхний конец всякого
вертикального рангоутного дерева,
например мачты, стеньги, флагштока.
Транец
- нижняя часть прямой кормы,
набранная горизонтальными балками;
на шлюпках - доска, образующая
корму, к которой крепится наружная
обшивка.
Утка
- точеная деревянная планка или
отливка, закрепленная неподвижно на
внутренней стороне борта и палубе
для крепления шкотов нижних парусов
и триселей. Иногда утки размещали на
вантах, к которым их принайтовывали.
Шкаторина
- кромка паруса, обшитая ликтросом.
Шкот
- снасть, закрепленная за нижний
угол прямого или нижний задний угол
косого паруса (шкотовый угол) и
проведенная в направлении к корме
судна. Шкоты удерживают в желаемом
положении нижнюю шкаторину паруса.
Шкотами также называют снасти,
закрепленные за верхние углы
аварийного пластыря.
Шпангоут
- ребро судового остова (поперечный
элемент конструкции корпуса).
Шпация
- промежуток между шпангоутами.
Штаги
- снасти стоячего такелажа,
поддерживающие в продольном
направлении вертикальные рангоутные
деревья - мачты, стеньги и пр.
Штевень
- прочный брус в носовой и кормовой
оконечностях корабля.
|