Главная
Правила класса
Теория
Мастерская
Форум
Ссылки
Отчеты

  RC-Saling  RG-65 & RG-65 open

                    Р/У яхты класса RG-65  и RG-65 open
 

 

 Словарь

Вернуться
 

Некоторые слова и термины используемые в Р/У яхтостроении.

А, Б, В, Г, З, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ш.

Ахтерштаг - часть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту от топа в корму.

 

Оглавление

 

Бабочка - способ несения парусов на яхтах с косым парусным вооружением, когда на полных курсах носовые паруса выносят на противоположный, по отношению к кормовым парусам, борт для повышения скорости и устойчивости на курсе яхты.

Бакштаг - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением линии ветра более 90 и менее 180 градусов. Крутой бакштаг - если угол меньше 135 градусов, полный бакштаг - если угол больше 150 градусов.

Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Барбара - дополнительная оттяжка шкотового угла стакселя к палубе.

Бейдевинд - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра меньше 90 градусов. Крутой бейдевинд - если угол меньше 45 градусов, полный бейдевинд - если угол больше 60 градусов.

Борт - бок судна.

 

Оглавление

 

Ванты - (голл. - want) - снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.

Ватерлиния - (англ.- waterline) - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Водоизмещение - вес корабля в тоннах, т.е. количество воды, вытесненной погружённой частью корпуса судна.

Выбрать снасть - подтянуть снасть.

 

Оглавление

 

Галс - курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт - то левым галсом.

Галфвинд - курс относительно ветра, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра составляет 90 градусов (полветра).

Гик - горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гика-топенант - снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.

Гика-шкот - снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.

Глиссирование - режим движения яхты, при котором под действием динамических сил воды изменяется ее посадка - нос поднимается, а корма оседает, скорость хода при этом увеличивается (судно выходит на глиссирование).

Грот - 1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-мачта - вторая мачта, считая от носа корабля.

 

Оглавление

 

Завал-тали - снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе.

Заваливать - повернуть, убрать к борту или внутрь корабля вынесенные за борт шлюпки, трапы, стрелы и т.д.

 

Оглавление

 

Кильватерная струя - след на поверхности воды позади идущего судна.

Кницы - угольники для скрепления между собой деталей судового набора, например для более прочного соединения бимсов с бортами на концах бимсов устанавливали прямоугольные связи - бимсовые кницы.

Курс судна - горизонтальный угол между северной частью меридиана и ДП судна по направлению его движения.

Курсовой угол - горизонтальный угол между носовой частью ДП судна и направлением на какой-либо предмет (др. судно, маяк и т.п.). К. у. отсчитывается от О° до 180° по правому и левому борту. Говорят, что предмет находится на траверзе судна, если к. у. составляет 90° прав, или лев. борта.

 

Оглавление

 

Лавировка - продвижение парусного судна к цели, расположенной с наветренной стороны, в бейдевинд переменными галсами.

Лата - тонкая, плоская гибкая рейка из дерева, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины на парусе бермудского покроя. Служит для придания парусу правильного аэродинамического профиля.

Люверс - круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.

 

Оглавление

 

Мачта - вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д

Мидель-шпангоут - линия пересечения наружной поверхности корпуса судна с вертикальной, поперечной плоскостью, делящей пополам его теоретическую длину.

 

Оглавление

 

Набор судна - каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.

 

Оглавление

 

Обводы - внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом.

Оверкиль - перевёртывание судна вверх килем.

Оверштаг - поворот, когда судно меняет галс с пересечением линии ветра носом.

Осадка судна - расстояние между поверхностью спокойной воды и килем судна.

Оттяжка - трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

 

Оглавление

 

"Пузо" паруса - выпуклость паруса, надутого ветром. Увеличивает подъемную силу (тягу) по сравнению с плоским парусом той же площади. Достигается соответствующим покроем паруса.

Палуба - горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек - открытая палуба для управления судном; опер-дек - верхняя батарейная палуба; мидель-дек - средняя батарейная палуба; орлоп-дек - палуба жилых и служебных помещений; трюм - самая нижняя палуба.

Переборка - стенка, разделяющая внутреннее пространство судна на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка участвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости судна.

Перо руля - действующая часть руля.

 

Оглавление

 

Рангоут - (от голл. "rondhout" - круглое дерево) - на судах парусного флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д.

Резен-киль - верхняя часть киля, расположенная целиком внутри судна.

Руль - вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.

Рым - металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

 

Оглавление

 

Стаксель - (нем. stagsegel, stag - штаг, segel - парус) - треугольный парус, поднимаемый по штагу. На больших судах стаксели ставятся не только впереди фок-мачты, но и между другими мачтами. В зависимости от местоположения получают наименование в виде приставки из одного или двух слов; например, фор-стень-стаксель или грот-брам-стак-сель и т.д.

Стапель - сооружение для постройки судна и спуска его на воду.

Степс - гнездо, в которое вставляется своим шпором мачта или бушприт.

Стоячий такелаж - такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.

Стрингер - продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.

 

Оглавление

 

Такелаж - общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной - бегучим.

Топ - верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Транец - нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках - доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.

 

Оглавление

 

Утка - точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно на внутренней стороне борта и палубе для крепления шкотов нижних парусов и триселей. Иногда утки размещали на вантах, к которым их принайтовывали.

 

Оглавление

 

Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шпангоут - ребро судового остова (поперечный элемент конструкции корпуса).

Шпация - промежуток между шпангоутами.

Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в продольном направлении вертикальные рангоутные деревья - мачты, стеньги и пр.

Штевень - прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.

 

Оглавление


К списку

E-mail для связи: RC-Saling@mail

Хостинг от uCoz